Жить или не жить - вот в чём вопрос!
|

Политэкономические и социальные аспекты хода и последствий «реформы» ЖКХ. Статья председателя Координационного совета г. Иркутска. На историческом примере Советского Союза, мы помним, как всего за две пятилетки, советский народ восстановил разрушенную Великой Отечественной войной экономику страны и заново отстроил города. Наблюдая за тем, как целые кварталы, на наших глазах превращаются в трущобы, осознаёшь масштабы и трагичность последствий поражения в «холодной» войне с Западом.

И дело даже не в том, что экономические потери «эпохи преобразований», в четыре раза превысили потери в Отечественной войне. Не в том, что мы своими руками разрушили создаваемую сотни лет нашими предками империю. Более катастрофическим результатом последней войны стала «разруха в головах» граждан. За последние 20 лет «перестройки» в сознании граждан России прижилась и пустила «корни» чума либеральной шизофрении. Не желающий замечать очевидное, утративший способность что-то менять, народ, в своём большинстве, предпочитает сладкие галлюцинации осознанию неприглядной и ужасающей действительности. Лишая, таким образом, хоть сколько-нибудь достойного будущего своих потомков.

Отказ государства от выполнения своих обязательств

В ноябре 2002 г., был принят закон «Об основах федеральной жилищной политики». Мало кто из граждан Российской Федерации отметил для себя это событие и более того, дал ему должную оценку. Между тем, и сам закон и впоследствии внесённые него поправки, можно без преувеличения назвать событием историческим, если и не для всего народа, то для его подавляющей части. Именно с принятием данного закона, закончилась эпоха экономической поддержки государством такой важнейшей системы жизнеобеспечения, как жилищно-коммунальное хозяйство, которое, являясь одной из основ и базовым социальным благом, она создавалось в СССР на протяжении 70 лет именно как государственная, принципиально не рыночная и очень эффективная экономически система. Это событие подвело историческую черту, отделяя эпоху, в которой жилище и тепло было естественным правом каждого гражданина, что гарантировало им в свою очередь право на жизнь, от эпохи, в которой и жильё и тепло превратились в рыночный товар. Товар, который год от года для подавляющего числа простых граждан, приобретает черты самой настоящей роскоши. А цена человеческой жизни, измеряется доходом и, как следствие, платёжеспособным спросом, по принципу: есть деньги – есть товар (тепло), а значит, есть и право на жизнь!  

Рассматривая систему ЖКХ, как область предпринимательской деятельности, либеральные реформаторы, начиная в 1992 г. реформу системы, следовали принципу «разгосударствления», лишая при этом систему ЖКХ «коммунального», общенародного характера, преследуя конечной целью уход государства от ответственности за содержание жилищного фонда, состояние тепловых сетей и теплоисточников. Ответ на вопрос, а стоила ли игра, задуманная реформаторами, «свеч», очевиден и напрашивается сам собой. Так по заявлениям зам. председателя Госстроя России Л. Чернышева, сделанным для прессы, только в апреле 2003 г. на предотвращение коммунальной катастрофы в стране требовалось 4.5 – 5 триллионов рублей. Именно сумму 5 триллионов рублей, исправно взыскиваемых государством с граждан на проведение капитального ремонта, должны были потратить на содержание основных фондов ЖКХ только в период с 1991 г. по 2003 г., в виде амортизационных отчислений за 12 лет. Именно сумма, 150 млрд. долларов США и была изъята, из сферы ЖКХ правительствами Гайдара и Касьянова! По данным Министерства регионального развития, для приведения жилого фонда в пригодное эксплуатационное состояние на 2007 г., правительству РФ требуется уже 12.5 триллионов рублей, что составляет два с половиной бюджета всей страны. Именно отсутствие проведённых своевременно текущих и капитальных ремонтов, (в некоторых случаях дома не ремонтировались по 40-50 лет) и является основной причиной, по которой жилой фонд признаётся ветхим, а часто и аварийным, гораздо раньше, амортизационных расчётов. По этой причине, деградация жилищного фонда имеет лавинообразный характер. Если в 2001 г. доля ветхого и аварийного фонда в РФ составляла 90 млн. м. кв., то на конец 2003 г., эта доля составила уже 140 млн. кв. метров. Согласно заявлению чиновника заместителя председателя Госстроя РФ, «ветхий и аварийный фонд ежегодно растёт на 40%». Ежегодно, из жилого фонда, который в РФ составляет около 3 млрд. м. кв., выбывает более 40 млн. кв. метров жилья в качестве ветхого и аварийного, эта цифр, учитывая не линейность процесса, неуклонно растёт год от года.

Сопоставляя размер денежных средств, требуемых на ремонт жилищного фонда и денежные средства, выделяемые властями через «Фонд содействия реформированию ЖКХ», в сумме 250 млрд. руб., можно с абсолютной ответственностью говорить о несоразмерности масштабов проблемы возможностям для их решения. При этом можно даже не отвлекать внимание читателя на требование 12 условий, предъявляемых 185 Федеральным законом к субъектам РФ (о создании Фонда содействие реформе ЖКХ – ред.), часть из которых для них просто не выполнима. Подводя итог выше сказанному, освобождаясь от иллюзий и очарования национальных программ, мы обязаны, набравшись мужества честно признать то, что страна находится на гране техногенной катастрофы, национального масштаба, имя которой - реформа ЖКХ.

Новый Жилищный кодекс – реакционный и «людоедский»

Одним из элементов составляющих правовой фундамент проводимой либералами реформы является Жилищный Кодекс Российской Федерации. Принятый Государственной Думой 22 декабря 2004 г., закон без преувеличения можно охарактеризовать как самый реакционный и «людоедский», по отношению к гражданам России. Цели, преследуемые реформаторами и опосредованными ими «народными избранниками» предельно ясны. Активно реализуя в течении пятнадцати лет политику деиндустриализации страны, либеральные «фундаменталисты» приступили к разрушению самой социальной среды проживания граждан, превращая города в «поля чудес страны дураков», где проходимцы всех мастей на вполне на законных основаниях смогут за счёт нужды и бед граждан в скором времени сколотить себе не шуточные состояния, становясь при этом домовладельцами. Демонтаж систем жизнеобеспечения народа проживающего в городах, - это не просто уничтожение одного из ключевых элементов советского жизненного устройства, это больше напоминает тактику, используемой врагом во время тотальной войны, объявленной собственному народу. Стратегия и тактика которой и по форме, и по содержанию - обладает всеми характерными признаками сознательного и запланированного геноцида.

Но вернёмся к Жилищному Кодексу. В статье 39, Федерального Закона, содержание общего имущества в многоквартирном доме, в части 1, говорится, «Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме». Заметим, что под «…бременем расходов на содержание…» понимается не только несение бремени расходов на текущее содержание жилого дома в виде коммунальных платежей и расходов по оплате за принадлежащие помещение, но и эксплуатация и содержание общего имущества.

Существенной составляющей такого бремени является приведение жилого дома в состояние, соответствующее требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Постановление от 27.11.03 г. № 170 Госстроя РФ), что возможно только посредством выполнения капитальных ремонтов. Вряд ли у кого-нибудь из трезво мыслящих граждан, найдётся причина не согласиться с тем, что эти требования, предъявляемые к жилищному фонду, должны соблюдаться. Вопрос лишь в том, за чей счёт и какой ценой? За чей счёт, недвусмысленно изложено в ч. 3. ст. 158 ЖК, «Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме…». Теперь попытаемся разобраться, какой ценой? Выше приведены данные Министерства регионального развития о требующихся 12.5 триллионах рублей для приведения жилищного фонда в пригодное эксплуатационное состояние. Если руководствоваться данной оценкой, допуская при этом, что половина заявленной суммы требуется для ликвидации аварийного жилого фонда, можно попытаться «взвесить» и бремя расходов. В таком случае, даже при самых грубых подсчётах, учитывая и помощь государства в виде средств Фонда в сумме 250 миллиардов рублей и бюджеты всех уровней, с предусмотренными в них 140 миллиардами рублей на капитальный ремонт, всё ровно, размер необходимых затрат, на выполнение работ по капитальному ремонту, достигает размеров, соответствующих 7 % - 30 %, от стоимости самой квартиры, в зависимости от фактического состояния жилого дома, а так же сложившихся в регионе, цен на недвижимость. Необходимо понять, что речь идёт только о разовых вложениях, требующихся в настоящее время для приведения жилых домов в состояние, соответствующие «Правилам и нормам эксплуатации жилищного фонда».

Богатейшая страна с беднейшим народом

Россия сегодня - богатейшая страна с беднейшим народом. В своём труде «Потерянный разум» С. Кара-Мурза описывает механизмы возникновения бедности, утверждая при этом, что особенностью российской бедности является то, что бедность в РФ носит структурный характер и является постоянным состоянием значительной части работающего населения. По статистике, в таких отраслях, как здравоохранение, образование, культура, более 65 % работников получают зарплату ниже прожиточного минимума. Такие социальные категории как ветераны, инвалиды, пенсионеры и подавно живут на гране нищеты. Таким образом, фактически, более 61 % населения страны пребывает в состоянии бедности.

К сожалению, российская действительность такова, что если можно говорить о стабильности в экономике, то это связано только с ростом инфляции от 8 %, по мнению чиновников, до 14-16 %, по мнению независимых экономистов. Следствием амортизационного износа систем тепло и водоснабжения и инфляции является гарантированный ежегодный рост цен на услуги монополий. Правительство РФ Приказом Федеральной службы по тарифам № 69-э/4 от 07.09.2004 г. в попытке избежать массовых протестов населения, пытаясь предотвратить хаос с ценами, установило верхнюю планку ежегодного роста тарифов в размере 20 %. Для большей части населения страны это означает лишь то, что ежегодное обнищание граждан является процессом спланированным. А значит, подавляющая часть населения в обозримом будущем окажется не в состоянии содержать жилищный фонд в соответствии с требованиями «Норм и правил», так как из последних сил сводит «концы с концами», при этом год от года всё глубже проваливаясь в «трясину» бедности.

Угроза массовых выселений

Сказать, что разработчики закона к этому были не готовы нельзя. Именно статья 30 ЖК (Права и обязанности собственника жилого помещения) предполагает обязанностью собственника «…соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а так же правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме». Переведём это на язык доступный для простых граждан. Если вы в условиях «цивилизованного» рынка» не сумели приватизировать фабрику, заводик, нефтяную скважину, стать государственным служащим или чиновником администрации и у вас нет даже торгового ларька, торгующего барахлом на территории бывшего завода, то вряд ли вы в состоянии нести текущие расходы и расходы на капитальный ремонт, что на лексиконе законодателя звучит как бремя содержания общего имущества. По логике разработчиков законопроекта, если вы не в состоянии выложить на капитальный ремонт своего дома от 30, а в отдельных случаях до 100 тыс. рублей, или у вас вследствие дефицита семейного бюджета возникают трудности с оплатой за коммунальные услуги и жильё, то вы нарушаете права и законные интересы своих соседей (часть 4 ст. 30 ЖК). Совершая, по той или иной причине то, что на языке законодателя называется «бесхозяйственное содержание» имущества многоквартирного дома, вы рискуете и рискуете не чем-нибудь, а собственной квартирой.

Закрепляя систему новых понятий, норм и институтов, рассчитанных исключительно на «рыночные отношения», Жилищный Кодекс, в рамках озвученных выше правовых норм, полностью соответствует положениям Гражданского Кодекса. Попадая в поле юрисдикции Гражданского Кодекса, по основаниям, предусмотренным ст. 293 ГК, граждане получают реальную перспективу лишиться своей собственности по решению суда посредством проведения публичных торгов. Получив после продажи квартиры с торгов возможность погасить имеющуюся задолженность по коммунальным платежам, граждан ждёт «новоселье». Правда, справлять его придётся в квартирах меньшей площади и на окраинах городов, в домах, для «отверженных» из, специально для этого создаваемых, резервных, муниципальных и частных фондов. Справедливости ради нужно вспомнить о том, что ни одна норма права Советского Жилищного Кодекса не предполагала даже намёка на возможность выселения гражданина из принадлежащей ему квартиры. Но, как видите и времена, и законы изменись, изменилось и само государство.

Можно представить себе, как первое время отдельные граждане, будут радоваться выселению из квартиры соседа, дебошира и пьяницы. Вот только вряд ли радость эта будет продолжительной. Так за первой волной, которая за черту города «смоет» в основном социально неблагополучных, последует и вторая, из социально не защищённых, и третья.

Торжество рыночных отношений

Приведём ряд аргументов подтверждающих наши выводы. Не отвлекаясь на уже сказанное о растущей инфляции и, как следствии, падение уровня жизни граждан, напомним о стремлении Правительства РФ любой ценой войти в международную организацию ВТО. Одним из условий вступления в ВТО является соответствие внутренних цена на энергоносители, ценам мировым. Если это произойдёт, а произойдёт это обязательно и является лишь вопросом времени, то тарифы на услуги естественных монополий вырастут сразу в разы, превращая электричество, воду и тепло в непозволительную роскошь для большей части населения страны проживающего в многоквартирных домах.

Рассматриваемые в Государственной Думе законопроекты о налоге на недвижимость не на основании справки БТИ, как в настоящее время, а по рыночной стоимости квартиры и закон об обязательном страховании жилья, наверняка будут приняты «народными» избранниками вскоре после проведения парламентских и президентских выборов. Если в первом случае ставка составит до 1 % от стоимости жилья и увеличит расходы граждан за содержание жилья примерно тысяч на 30, то в случае введения обязательного страхования жилья – а руководство Госстроя РФ предлагает принять ставку страхования исходя из расчётов своего ведомства в размере 2 % от стоимости квартиры – на годовой семейный бюджет придётся ещё около 60 тыс. рублей. Приводя выше перечисленныё доводы можно с большой долей вероятности представить себе очертания будущих городов РФ. Города, которые реформа ЖКХ неминуемо разделит на кварталы бедноты и кварталы для зажиточных граждан.

Иллюзий не должно быть

Можно предугадать «аргументацию» представителей властей всех уровней и им сочувствующих по поводу гарантий государства, льгот, субсидий, фондов и тому подобному. Всё это в одночасье окажется точно такой же химерой, как и свобода, демократия и гражданские права. Те, кто сталкивался с властью хоть однажды в любом её проявлении в бесплодных попытках отстоять свои «права и свободы» понимают, о чём идёт речь и иллюзий по этому поводу давно не питают, зная о том, что характерной чертой Российской власти последние 15 лет является безбожное враньё собственному народу. 

Руководствуясь исключительно «слепой» верой можно попытаться оправдать любые действия Правительства в социальных сферах, за реформирование которых оно берётся. Можно грезить иллюзиями о вечной, а главное сытой и беззаботной жизни и даже получать наслаждение от заявлений официальных лиц, в средствах массовой информации о том, что растёт ВВП, а где-то «плохой» мэр, за то, что заморозил город, даже заключён под стражу. Это наталкивает на мысль, что кто-то умышленно вводит миллионы граждан в заблуждение о том, что аресты мэров и искусная болтовня членов правительства положительным образом влияют на техническое состояние сгнивших инженерных сетей и жилых домов. Какой бы приятной не была эта мысль, её ждёт судьба всех галлюцинаций, платить за которые как всегда, придётся опять простому народу и опять очень дорогой ценой.

Оценивая экономические аспекты реформы, было бы полезно ещё раз взглянуть на события недалёкого прошлого. Беззаботно наблюдая за разграблением бывшей общенародной собственности в виде заводов, фабрик, объектов социально культурного назначения, а так же энергетического комплекса и других монополий, поддавшись нравоучениям интеллигентов неоднозначной ориентации и соблазну приватизировать хоть что-нибудь, граждане оказались в водовороте цивилизованного рынка. Пока народ приватизировал то, что и так принадлежало только ему, то есть собственные квартиры более ловкие, а главное эффективные собственники приватизировали общенародное достояние, а за одно и само государство.

Социальная катастрофа как следствие обмана и самообмана

Оказавшись по собственной воле участниками свободного и цивилизованного рынка, руководствуясь идеей общего дележа государственной собственности, граждане страны автоматически лишили себя сколько-нибудь серьёзных шансов на благополучный исход в борьбе за свои частные интересы, права и свободы, как раз в силу своей неконкурентной способности. Результаты поражения «не конкурентно способных» граждан в борьбе за общенародное достояние, создаваемое несколькими поколениями советских людей, известны и очевидны.

Это нищенские пенсии и платное здравоохранение, это отсутствие государственных социальных программ и два миллиона бездомных детей. Это и железнодорожные эшелоны с металлоломом из оборудования и конструкций цехов, груженые в Китай, это и барахолки на месте бывших заводов, одним словом это то, что называется - социальной катастрофой.

Оглядываясь на 15 лет назад, вспоминая используемую реформаторами риторику тогда, в эпоху приватизации, не перестаёшь удивляться тому, насколько похожи методы и терминология, применяемая сегодня, при реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Об итогах приватизации мы уже вспомнили, они известны. Попытаемся вникнуть в рассуждения реформаторов коммунального хозяйства. Убеждение в жизненной необходимости реформы проходит под лозунгами свободного рынка, конкурентной способности и эффективности. При этом используются «аргументированные» доводы лишённые не только здравого смысла, напоминающие шизофренический бред, но и откровенно лживые. К примеру, рассмотрим утверждение о том, что система ЖКХ была не эффективной и поэтому ЖЭКи не занимались текущими и капитальными ремонтами жилых домов.

Убогость данного утверждения станет очевидной, если вспомнить о том, что в период с 1991 по 2003 год из ЖКХ изъято 5 триллионов рублей амортизационных средств, разворованных правительством реформаторов, а вместо требующихся ещё 7 триллионов рублей на 2007год, Правительство пообещало выделить лишь 250 миллиардов в течении пяти лет и в период до 2012 года.

Чего стоят рассуждения о том, что Управляющая компания, уставная цель которой получение прибыли, сможет, зарабатывая на жильцах дома 11% от оплаты граждан за жильё, при этом ещё и эффективно управлять жилым домом, заботясь о его состоянии (для сравнения напомним, что ЖЭКи существовали на 2 % от отчислений). И уже совсем не понятно, как УК, являясь посредником между подрядной организацией, бывшим ещё вчера ЖЭКом и жильцами домов может быть эффективнее ЖЭКа?

Вот где и преуспеют УК наверняка, так это в борьбе со страждущими справедливости жильцами, когда у них появятся недовольство вызванное «управлением». Штатные юристы УК быстро «разведут» вас с вашими претензиями, а цивилизованные суды и вовсе отобьют желание искать справедливости и правосудия. Именно Управляющие компании и другие представители бизнеса, нежилые помещения которых размещены в жилых домах, кафе, магазины, офисы, в обозримом будущем будут воспользоваться частью 3 Жилищного Кодекса, статьи 48. И, увеличивая свою долю в многоквартирном доме, получат возможность принимать решения о текущих затратах на содержание и реконструкцию дома, а так же об использовании придомовой территории и общего имущества на основании статьи 44 ч. 2. ЖК. Вынуждая при этом остальных жителей переезжать в дома, где эксплуатационные расходы будут соответствовать их скромным семейным бюджетам.

Вникая в логику законодателя осознавая то, что под реформированием жилищно-коммунального хозяйства страны подразумевается не только уход государства от социальной ответственности перед гражданами, начинаешь понимать и другие причины для реформирования.

Если рассматривать жилищный фонд, как сектор экономики, нужно сказать о том, что это около 25 % основных фондов государства. Оценка этого фонда, даже при бросовых подсчётах составляет более 40 триллионов рублей и это то, что на сегодняшний день ещё не «приватизировано» капиталом. По официальным данным, жилой фонд в Российской Федерации приватизирован гражданами на 60-70%, только вот приватизация неэффективными и неконкурентоспособными гражданами, для представителей «капитала» - не в счёт…

Оглядываясь назад, в недалёкое прошлое, мы можем вспомнить, как однажды уже побывали владельцами фабрик и заводов, пока Государственная Дума не приняла Закон «О приватизации…». Пока ещё мы собственники своих квартир, но «народные избранники» уже приняли 188 Федеральный закон - Жилищный Кодекс.

Может простым, «неэффективным» гражданам в этот раз повезёт и всё обойдётся? Может и обойдётся, может, и Природа-мать пожалеет многострадальный народ и ускоряя глобальное потепление. Но не кажется ли вам граждане, что пришла пора, набравшись мужества посмотреть «правде в глаза» и признаться - призрак переселений бродит по России!

Автор - Евгений Еремеев
Председатель Иркутского областного Совета Всероссийской общественной организации «Всенародное экологическое общество  - Зелёные 3000», Председатель Координационного совета г. Иркутска
т. 8 902 513 0 155 эл. адрес: green-3000@mail.ru

P.S.: Это первая часть трилогии. Планируются статьи на темы «Мифы и реальность реформы ЖКХ» и «Что делать или как выжить при новом Жилищном Кодексе».

 

опубликовано: 12:10 28.10.2007 | Войдите в систему, чтобы получить возможность отправлять комментарии | Версия для печати
Поиск
  Вход

Rambler's Top100 Service


коды наших баннеров

 

 


 

LabourStart


 наши друзья

vpered.org.ru

Автономное Действие

Левый Фронт

Революционная Рабочая Партия
 
 
Перейти на сайт Смолина Олега Николаевича

Справедливо-онлайн

 РАБОЧАЯ БОРЬБА - Сайт настоящих профсоюзов

 

Трудовые Права
 

 

Социалисты Владивостока