Текущее положение свободного профсоюза «Почта России - Питер»
| |

Последние несколько лет рабочее профсоюзное движение в России находится на подъеме. Наряду с активизацией профсоюзов, имеющих солидную историю борьбы, опытные кадры и хорошую организацию, позволяющую успешно отстаивать свои интересы, появляются совершенно новые профсоюзы, созданные фактически с нуля. К таким профсоюзам относится и профсоюз «Почта России - Питер», организованный в начале 2007г. по инициативе нескольких водителей почтовой автобазы УФПС Петербурга. В данной статье мы постараемся рассказать об истории и сегодняшнем положении этого молодого профсоюза.

Поводом к его созданию, как это было почти всегда в современной России, стали многочисленные нарушения трудового законодательства, тяжелые условия работы и низкая зарплата.  При этом бездействие, а точнее сказать, противодействие инициативам рабочих со стороны ФНПРовской структуры, не оставляло никакой альтернативы, кроме как организации свободного, независимого от администрации, рабочего профессионального союза. ФНПР на почте фактически является полулегальным, частично коррумпированным отделом официального начальства. Основной задачей этого «профсоюза» является вытягивание из рабочих членских взносов и контроль над их активностью, а точнее сказать контроль над тем, чтобы активности не было. В этот «профсоюз» людей записывают без их согласия – вместе с заявлением о приеме на работу люди подписывают и заявление о приеме в ячейку ФНПР. Причем деньги, полученные как членские взносы, чиновники ФНПР дают затем самим же рабочим в ссуду под процент. Изначально у рабочих были некоторые иллюзии насчет переизбрания «профсоюзных» бюрократов. Больно уж красиво убеждали начальники в «возможности переизбрать профком, для чего всего лишь необходимо поучаствовать в конференциях, выдвинуть своего кандидата, убедить других в целесообразности перемен…». Такая тактика затягивания и изматывания всегда широко применяется в борьбе с профсоюзами. Однако большинству рабочих скоро стало ясно: ФНПР реформировать нельзя, слишком тесно он сросся с начальством. Тот факт, что в первичной ячейке ФНПРовского «профсоюза» состоит начальник почтовой автобазы, говорит сам за себя. Поэтому после нескольких тщетных попыток оживить ФНПР, в конце февраля 2007г. рабочие решили создать свой независимый профсоюз.

Недовольные рабочие почты, однако, не имели опыта классовой борьбы. Вначале речь даже шла просто о создании некоего «совета трудового коллектива»… Большую помощь оказали рабочие товарищи из профкома профсоюза Форда (не стоит забывать, что это происходило на общем фоне публичного ажиотажа вокруг забастовки фордовских рабочих). Они поделились опытом и помогли в решении юридических моментов. МГРД подключилась для помощи в создании первой листовки.

Решение об организации профсоюза пришлось на пик общего недовольства рабочих – все были сыты по горло. Поэтому заявление о вступлении в свободный профсоюз подписали около 200 рабочих. В  основном это были работники главной Питерской автобазы. Всего в Петербургском филиале ФГУП «Почта России» работает порядка 12000 сотрудников. Почтовых автобаз в Петербурге четыре, но основной, занимающейся непосредственно развозкой корреспонденции, является главная автобаза, на которой работает порядка 60 водителей. Кроме них, на главной автобазе работают механики, слесари, рабочие склада, фасовщицы и т.д., так что можно сказать, что питерская автобаза - это достаточно большой производственный механизм. Но костяк свободного профсоюза «Почта России – Питер» составили именно водители центральной автобазы.

Очень сложное положение у работников в самих отделениях почтовой связи и у почтальонов, где в основном работают женщины: тяжелый физический труд, нарушения всех норм охраны труда, нищенские зарплаты и беспредел со стороны администрации являются для них обычным делом. Учитывая это, рабочие активисты, создавшие первый независимый профсоюз на почте, возлагали большие надежды на скорое развитие организации за счет недовольных работниц почтовых отделений. На словах возмущались своим положением все. Но… Листовочные кампании с информацией о создании нового профсоюза, разъяснением трудовых прав рабочих и призывами присоединиться к борьбе так и не привели к ожидаемым результатам – до сих пор не удалось создать профсоюзную ячейку хотя бы на одном отделении почты.

Несмотря на недостаточную поддержку всего рабочего коллектива, 3 апреля 2007г. водители решились на забастовку, терпеть дальше уже было просто невозможно. В этот день они на два часа остановили работу всех автоколонн - 30 машин не вышли на маршрут, заблокировав въезд колеблющимся и штрейкбрехерам. Эта акция переполошила все начальство, которое немедленно пообещало во всем разобраться и проблемы рабочих решить.

Люди поверили и приступили к работе. Фактически, это была спонтанная акция, профсоюз еще только появился и не имел ни опыта, ни подготовленных кадров, ни серьезного влияния на коллектив. Поэтому руководству почти ничего не стоило, потушить начавшийся было пожар. Пообещав в неопределенном будущем «существенные улучшения», и одновременно запугивая рабочих каждого по отдельности, начальство в очередной раз проигнорировало требования рабочих.

Профсоюз обратился за консультацией и помощью к дружественным организациям. 9 апреля 2007г. Комитетом Солидарных Действий был организован достаточно успешный пикет в их поддержку, привлекший большое внимание к проблемам на почте. Также нами была оказана поддержка в создании и распространении агитационных материалов.

На пикете руководству были переданы следующие требования:

1. Провести аттестацию рабочих мест с участием представителей Профсоюза;
2. Улучшить бытовые условия труда работников (устройство комнат отдыха, душевых, раздевалок) во всех подразделениях предприятия, в том числе в автобазах;
3. Ввести систему регулярной выдачи спецодежды, в том числе и замену износившейся;
4. Ввести доплаты водителям за использование автотранспорта УФПС в коммерческих целях;
5. Исполнить Постановление Правительства РФ №937 от 12.10.1994 г. в части использования водителей автотранспорта на погрузочно-разгрузочных работах через заключение с ними индивидуальных договоров подряда;
6. Запретить использование труда женщин на тяжелых работах, связанных с погрузкой-разгрузкой;
7. Совместно с профсоюзом провести проверку норм и нормативов на всех погрузочно-разгрузочных работах;
8. Выполнить требования Трудового Кодекса РФ о предоставлении профсоюзу нормативных документов, касающихся социально-трудовой сферы.

Кое-чего благодаря забастовке и пикетированию удалось добиться. В частности, была увеличена оплачиваемая часть отпуска с 28 до 40 дней, почасовой тариф для водителей был увеличен с 42 до 58 рублей, ушел со своего поста коррумпированный зам. директора автобазы.

Однако основные требования выполнены не были. После спонтанного взрыва недовольства, рабочие успокоились. Кто-то поверил, что администрация начала серьезно менять ситуацию, и нужно только немного подождать; многие, просто плюнув на все, ушли работать в частные фирмы; пожилые работники, боясь быть уволенными, профсоюз поддерживать перестали. Поэтому начальство, посчитав, что инцидент с неожиданным волнением рабочих исчерпан, попросту стало игнорировать профсоюз, при этом, продолжая «обрабатывать» активных его членов. Водителей активистов профсоюза начали ставить на невыгодные маршруты, пересаживать на старый транспорт и вообще давить на них  при каждом возможном случае.

На фоне усиленного прессинга со стороны администрации обострились и некоторые разногласия внутри самого профкома. Дело в том, что часть активистов питала иллюзии относительно возможности улучшить положение рабочих с помощью сугубо «цивилизованно-правовых» форм борьбы. Речь идет о судебных тяжбах, освещении положения рабочих и общего состояния на питерской почте в СМИ (как мнимый фактор «серьезного» давления на администрацию почты через апелляцию к общественности и городским властям), обращениях за помощью к либеральным политикам, которые-де смогли бы защитить рабочих… Эти активисты на данный момент практически отстранились от борьбы профкома. Ушла также часть активистов, которая надеялась на быстрые и без особого напряжения в борьбе успехи профсоюза.

Сегодня  в активе остались только самые стойкие и принципиальные рабочие с Максимом Рощиным во главе. Правда сейчас Максим уже не работает на почте. Администрация, воспользовавшись удачным для нее случаем, уволила его. Дело в том, что Максим, потеряв папку со всеми документами (возможно, они были украдены), был вынужден несколько дней их восстанавливать, естественно, не имея возможности без водительских прав приступить к работе. По закону, на время восстановления документов ему должны были предоставить работу, не связанную с управлением транспортным средством. Но начальники не упустили случая избавиться от профсоюзного лидера, и Максим был уволен «за прогул» (будет подаваться иск об его восстановлении). Это, конечно, еще больше деморализовало людей.

В результате, к сегодняшнему дню профсоюз потерял более 50 % своих членов. Кто-то уволился с предприятия, кто-то, считая, что существовать отдельно от профсоюза спокойней, вышел из него. Однако проблемы никуда не делись, и небольшой актив рабочих профсоюза продолжает борьбу не собираясь сдаваться.

И их  работа не проходит даром. В середине августа активисты профсоюза собрали более 25 заявлений от водителей центральной автобазы, в которых они уведомляют начальство об отказе от работ, не предусмотренных трудовым договором и не оплачиваемых соответствующим образом. На деле это означало, что они отказываются выполнять погрузочно-разгрузочные работы и работы экспедитора. Надо заметить, что и ставка грузчика и ставка экспедитора ранее (в советские времена) существовали, затем были сокращены, и эти работы легли на плечи водителей, правда тогда им была предоставлена существенная надбавка к зарплате. Сейчас же водители на почте, работая за троих, получают меньше чем водители в коммерческих структурах.

Итак, 15 заявлений самых надежных активистов были переданы администрации. Администрация, получив заявления об отказе от работы, немедленно связалась с уволенным М. Рощиным и предложила переговоры. Как раз незадолго до подачи заявлений, в петербургском филиале Почты России произошли изменения в руководстве (власть на почте Петербурга перешла в руки команды топ-менеджеров из «Метрокома»), и новый начальник пообещал, что все теперь будет по-другому.

Представителями профсоюза было получено устное обещание от администрации в том что:

1. К началу осени всех работников автобазы, включая водителей, слесарей, механиков и т.д. одевают в новую спецодежду (до этого в ограниченных количествах выдавались старые дряхлые спецовки, которые не все соглашались носить, а те, кто все-таки хотел получить одежду, должны были со скандалом «выбивать» ее);

2. До конца сентября на всех автоколоннах проходит ремонт (пока косметический) душевых, туалетов, и раздевалок (на сегодняшний момент все это находится в ужасном состоянии – сломанные ржавые шкафчики, неработающие душевые и унитазы, и т.д.);

3. В первых числах сентября утверждается инструкция о должностных обязанностях водителей (до сих пор не было письменной инструкции о том, что входит в обязанности водителей. Получалось так, что водители должны были делать то, «что скажет» начальство);

4. До 10 сентября в заработную плату водителей должны внести фиксированную сумму за погрузочно-разгрузочные работы - 5000 руб. (то есть зарплата водителей повышается на 5000 рублей).

Кроме того, начальник в разговоре с Максимом пообещал, что он вскоре будет восстановлен на прежнем месте.

Все эти обещания были переданы трудовому коллективу. И люди решили поверить. Несмотря на отсутствие какой-либо письменной фиксации благих намерений администрации, большинство проголосовали за то, чтобы дать новому начальству шанс. По словам Максима Рощина: «люди им поверили, и профсоюз, выполняя волю рабочих, отменил, а точнее сказать, отложил,  намеченную акцию. Если начальство будет и дальше игнорировать требования профсоюза, забастовка состоится».

На наш взгляд, очень возможен вариант повторения развития событий после забастовки 3 апреля, когда администрация, видя, что рабочие успокоились, проигнорировала их требования. Тем более что, по словам Максима, начальство и не думало прекращать давление на активистов  - «рабочих прессуют по одному, обманным путем заставляют теперь подписывать заявления о согласии выполнять работу в прежнем объеме».

Безусловно, создание профсоюза – это сложная кропотливая работа. Тем более сложна эта работа по агитации и организации людей на почте, где в силу характера производства люди не так сплочены, как, например, на заводе. Нужно понимать, что без серьезной агитационной кампании трудно добиться успеха и еще труднее закрепить его. Пока большая часть рабочих не будет чувствовать, что профсоюзная работа – это их дело, пока общий настрой людей не будет на стороне профсоюза, дело будет ограничиваться вспышками активности и последующей деморализацией. Самоотверженная борьба профсоюзных лидеров заслуживает уважения, но профсоюз силен массовостью, а для того, чтобы массу завоевать, необходима серьезная агитационная работа. Необходимо постоянно рассказывать людям, чем занимается профсоюз, информировать об опыте классовой борьбы на других предприятиях в России и во всем мире, расширять кругозор людей. Дать им понять, что рабочая борьба – это возможность вырваться из рутины монотонной работы, улучшить ее условия, профсоюз - это возможность почувствовать себя свободными людьми, а не просто винтиками бездушной системы.

К сожалению, такую работу на почте наладить пока не удалось. Не регулярно выпускались профсоюзные листовки, которые водители сначала довольно активно развозили по почтовым отделениям, но после угроз со стороны администрации большинство перестало это делать. Активисты КСД разносили листовки по тем почтам, где они живут, но совместного написания материалов, из-за очень тяжелого графика работы активистов профсоюза, наладить пока не удалось. Несколько раз запускались интересные проекты по опросу работников почты, но регулярной агитационной работы так и не получилось. Это позволило администрации распускать самые нелепые слухи о профсоюзе. По рассказам одного из профсоюзников, начальство распространяло слухи о том, что члены профсоюза чуть ли не агенты врагов России, желающие развалить стратегическое предприятие, что они отрабатывают деньги Запада и тому подобную чепуху.

Подводя итог, можно сказать, что информационную войну профсоюз явно проигрывает. Дальнейшая его судьба во многом будет зависеть от того, сможет ли профсоюз, используя внутренние ресурсы, а также помощь КСД, надавить на администрацию и заставить выполнить данные обещания. И потом, удастся ли нам наладить регулярное издание и распространение агитационной литературы по всем почтовым отделениям, привлекая затем к этой работе самих рабочих почты.

Михаил Фонов,
МГ «Рабочая Демократия», Комитет Солидарных Действий

 

опубликовано: 01:16 06.09.2007 | Войдите в систему, чтобы получить возможность отправлять комментарии | Версия для печати
Поиск
  Вход

Rambler's Top100 Service


коды наших баннеров

 

 


 

LabourStart


 наши друзья

vpered.org.ru

Автономное Действие

Левый Фронт

Революционная Рабочая Партия
 
 
Перейти на сайт Смолина Олега Николаевича

Справедливо-онлайн

 РАБОЧАЯ БОРЬБА - Сайт настоящих профсоюзов

 

Трудовые Права
 

 

Социалисты Владивостока